Актуально - в связи с пушкинскими датами. Перестроечное кино – это не совсем гадость-гадость, но интереснейший феномен позднесоветской культуры, и потому, как бы мы ни пытались сказать, что всё - плохо, даже и тогда не обошлось без шедевров. «Бакенбарды» (1990) – один из них. Режиссёр Юрий Мамин предпочитал гротеск, абсурд, буффонаду.
Чтобы маразм – через край. Все его знаменитые фильмы – притчи и анекдоты, где-то сказки. Если бы я не знала, что Мамин – ленинградец, я бы догадалась. Это – узнаваемый стиль города. Питерский дух – особый. Не без странностей. Люблю.
Но вернёмся к «Бакенбардам», где показана …праворадикальная организация пушкинистов, борющихся за традиционные русские ценности и возрождение России. В 1990 году намёк читался сходу – это Национально-Патриотический Фронт «Память»...
...С её хоругвями, портретом Николая II и молебствиями, но с оглядкой на Чёрную Сотню и, как утверждали разные «демократические» силы – с намёком на эстетику гитлеризма, хотя чего-чего, а никаких заигрываний с дойч-наци там не было, ибо своих исконных черносотенцев хватало.
Итак, в некий город Заборск (всю эту разруху снимали в самом Ленинграде!) приезжает некий Виктор (блистательный Виктор Сухоруков) со молодым соратником Александром. Оба – в каких-то старинных шляпах, плащах-крылатках и с увесистыми тростями. Выясняется, что они – адепты культа Александра Сергеевича Пушкина.
Заборск – типичный перестроечный адок с недостроенными объектами, говорливой парт-элитой и – «войной» неформалов. Есть некая панк-структура «Капелла», где тусуются-отрываются и местные мажоры, им противостоит накаченная братва, именуемая «Бивни» (в духе люберов).
У Мамина весь смех – в деталях. Эти самый Бивни создали подпольную качалку в бывшем общественном сортире и качают мышцу, сидя на толчках. Виктор с Александром быстро находят общий язык с Бивнями, показав им убойные приёмы – тростями. Этот вид самозащиты использовали когда-то британские денди, и – русские тоже.
Пушкин был не только бретёром, но и мог …пододвинуть наглеца своей изящной, но увесистой тросточкой. После того, как пушкинисты пребольно отделали могучих Бивней, те поспешили «присягнуть» Виктору, а точнее – Нашему Всему...